1.1 Общая оценка состояния кинопоказа в России
Разговоры о кризисе кинопоказа в России стали уже притчей во языцах, хотя, наверное, трудно назвать какую-либо сферу деятельности в России, не испытывающую те или иные кризисы. Однако следует заметить, что кинопоказ в сети современных российских кинотеатров достаточно устойчиво перенес не только общее падение производства и покупательского спроса в последние годы, но и остался, пожалуй, единственным бизнесом в области "массовых развлечений", который не рухнул в "пучину небытия" после августовских событий 1998г., в отличие от продаж видеопродукции, видеопроката и киноконцертной деятельности.
В настоящее время в целом по стране действует более 20-ти современных кинотеатров в разных регионах страны (из них около 10-ти в Москве, 4 - в Санкт-Петербурге), и анализ деятельности таких кинотеатров показывает, что инвестиции в реконструкцию кинотеатров являются перспективными. Оглядки на кризисы не совсем оправданы, так как анализ зарубежного кинопроката показывает, что в истории мирового кинематографа было три основных кризиса, успешно преодоленных за рубежом. А "великая депрессия" 30-х годов (очень похожая на наш послед-ний кризис) "вытолкнула" Голливуд на вершину экономического процветания.
Основным параметром, характеризующим состояние кинопоказа, является коэффициент средней посещаемости кинотеатра, который рассчитывается как отношение количества кинопосещений (кол-ва проданных билетов) к населению страны (региона).В 1991 г. коэффициент средней посещаемости по СССР составлял 14,2 , а в 1996 г. - 0,4.
По мнению многих специалистов, средняя посещаемость
кинотеатров, которая с 1991 г сократилась в 29-30 раз и достигла "дна", в настоящее время неуклонно растет. По официальным данным, опубликованным в журнале "Фильм", общий сбор от проката в 1998г. в России 30-ти лучших фильмов составил 16 миллионов долларов (!). И это данные по 30-ти фильмам (правда, лучшим) из более 200 фильмов, прокатывавшихся в Рос-сии. 90 процентов этих сборов пришлись именно на те 20 современных кинотеатров, действующих в России. При этом в среднем, 50 процентов от суммы сборов - это доход кинотеатра.1.2 Факторы, влияющие на развитие кинопоказа в России
На развитие современного кинопоказа в России влияет множество факторов. Среди основных можно выделить следую-щие:
- период "индивидуального выживания", характерный для России в начале 90-х годов, закончился, и явно обострилась про-блема общения: посетители дискотек помолодели до 14-15 лет, а основным посетителем ночного клуба стал знаменитый "новый русский". В результате наиболее активная часть населения в возрасте от 20-ти до 35-ти лет осталась без своей ниши общения. Как показывает анализ посещений действующих современных кинотеатров, именно они составляют основную зрительскую ау-диторию.- современный кинотеатр становится многогранным ме-стом встреч и разнообразного общения (кинозал, кафе, игровые залы и т.п.)
- борьба (пусть пока и не очень успешная) с видеопиратством направляет стопы любителей кино- новинок именно в современные кинотеатры (практически все более-менее значимые зарубежные фильмы выходят в прокат в России одновременно е выходом в США или в Европе).
- репертуарная и рекламная поддержка современных кинотеатров со стороны дистрибьюторов кинофильмов, так как для дистрибьютора именно современный кинотеатр - основной источник дохода.
- основной парк оборудования во многих кинотеатрах был установлен в 80-х - начале 90-х годов и в настоящее время требует своего обновления из-за морального и физического старения.
- современный кинотеатр в регионе является хорошим бизнесом именно для местных бизнесменов (так как не требует миллионов "нереальных" долларов). При этом современный кинотеатр - это комплекс разнообразного бизнеса (кинопоказ, торговля, ресторанный и игровой бизнес)
- наличие налоговых льгот - кинопоказ относится к сфере культуры (в ряде регионов кинотеатры освобождены от уплаты налога на землю, в соответствии с Законом РФ от 06.01.99г. "О внесении изменений в Закон о налоге с прибыли" - освобождает-ся от налогообложения прибыль, направленная на капитальные вложения в кинотеатр, льготы по налогу на содержание социаль-но- культурной сферы и многие другие)
Все эти факторы, учтенные при создании современного кинотеатра, позволяют даже в период "экономической депрессии" сделать бизнес кинопоказа прибыльным.
1.3 0сновные компоненты современного
кинотеатра и их влияние на посещаемость
кинотеатраДостижение максимальной посещаемости кинотеатра при правильной ценовой политике - основа успешного ведения бизнеса кинопоказа, т.к. в экономической основе любого бизнеса стоит задача увеличения дохода при уменьшении издержек. По-этому, описывая основные компоненты современного кинотеат-ра, мы будем по возможности оценивать их влияние на увеличение посещаемости кинотеатра.
1.3.1 Месторасположение кинотеатра
При оценке месторасположения необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- среднее количество жителей региона, города, района - по этим данным можно рассчитать среднюю посещаемость киноте-атра
- специфика потенциального зрительского состава (спальный район, район институтов, район студенческих общежитий, центр города и т.д.)
- удаленность от остановок общественного транспорта
- наличие в кинотеатре (или рядом с ним) дополнительных площадей для развития инфраструктуры (кафе, рестораны, игро-вые автоматы, киоски)
- историческое прошлое кинотеатра, города - как элемент "рекламной раскрутки"
- наличие возможностей для размещения наружной рекла-мы и автостоянок1.3.2 Звуковое оборудование кинотеатра
Современные кинотеатры, как правило, оборудуются теми или иными многоканальными звуковыми системами воспроизведения фонограммы кинофильма.
Все эти системы различаются в основном по трем позици-ям:
- тип носителя фонограммы (кинопленка, диск)
- метод записи фонограммы (аналоговый или цифровой)
- количество каналов звука и расположение громкоговори-телей в зале
Dolby Stereo Digital - одна из наиболее современных систем многоканального воспроизведения фонограмм кинофильмов, разработанная в 1992 г. Считывание фонограммы производится спе-циальным цифровым ридером (считывателем) с кинопленки (звуковая информация расположена между перфорациями кино-пленки). В системе применяется цифровое кодирование фоно-граммы АС-3, которое позволяет устранить влияние потертости пленки, обеспечивает точное декодирование сигнала и качественное преобразование в аналоговый сигнал, который поступает на усилители и далее на громкоговорители зала.
Dolby Stereo Digital - система 6-ти канального воспроизве-дения фонограммы кинофильма. Три громкоговорителя располо-жены за экраном (Центральный, Левый и Правый), две цепочки по несколько громкоговорителей расположены по бокам и сзади (по левой и правой сторонам) - это громкоговорители "окруже-ния" - Surround, и один громкоговоритель (или несколько) распо-ложен за экраном для воспроизведения сверхнизких частот (очень хорошо ощущается косной проводимостью зрителя во время взрывов и других звуковых эффектов).Dolby Stereo Digital Surround EX - самая новая система, модернизированная на базе Dolby Stereo Digital. Премьера этой сис-темы состоится в мае 1999г. во время начала проката фильма Дж. Лукаса "Звездные войны: Эпизод 1". Основное отличие от Dolby Stereo Digital в наличии дополнительного канала окружения не-посредственно на задней стенке зала таким образом зритель на-ходиться в полном окружении 6-ти каналов звука (Спереди: центр, левый, правый, по бокам: левый и правый, и сзади - цен-тральный канал окружения). Эта система не требует демонтажа установленной Dolby Stereo Digital, а только дополнительной ус-тановки одного блока-декодера (SA-10), еще одного канала уси-ления и перекоммутации громкоговорителей окружения.
Dolby Stereo - предшественник Dolby Stereo Digital, разработанный компанией Dolby Laboratories в начале 70-х годов. Имеет применение и в настоящее время. Полностью аналоговая система. Считывание фонограммы осуществляется аналоговым ридером, устанавливаемым вместо обычной моно-считывающей системы кинопроектора. Фонограмма Dolby Stereo расположена на месте обычной монофонограммы кинофильма.
Следует обратить внимание на то, что аналоговые фоно-граммы зарубежных фильмов, записанные формате Dolby Stereo лишь ограниченно совместимы с российскими монокинотеатра-ми, так как при записи этих фонограмм в целях улучшения каче-ства применяется Dolby шумоподавление, требующее специаль-ной раскодировки и приводящее к возникновению искажений фонограммы, правда не очень заметных на фоне плохого качест-ва звукового оборудования российских монокинотеатров. Систе-ма Dolby Stereo является составной частью Dolby Stereo Digital. В настоящее время Dolby Laboratories предлагает широкий выбор устройств для модернизации систем Dolby Stereo до Dolby Stereo Digital.SDDS - Sony Dynamic Digital Sound - система, разработанная компанией Sony в "противовес" системам Dolby. Основные принципы работы аналогичны Dolby Stereo Digital. Считывание фонограммы осуществляется специальным цифровым ридером с края кинопленки, где расположена фонограмма SDDS. От Dolby Stereo Digital система SDDS отличается также расположением каналов громкоговорителей в зале. Всего каналов восемь: пять за экраном (левый, полулевый, центр, полуправый, правый), два ка-нала окружения, как и в Dolby Stereo Digital - левый и правый и канал сверхнизких частот.
DTS - Digital Theatrical System - система, разработанная американской фирмой DTS. Принципиальное отличие этой сис-темы от всех описанных выше в том, что фонограмма кинофиль-ма считывается не с кинопленки, а с лазерного CD-диска. Считы-вание осуществляется специальным CD-проигрывателем (не бы-товым!!!) который синхронизируется с кинопленкой с помощью специальной дорожки синхронизации, пропечатанной на киноко-пии.
Существует еще великое множество систем в мире, однако в России наибольшее распространение получают только описан-ные выше системы (за исключением DTS). Это связано не только с теми или иными пристрастиями кинотеатров, а политикой ди-стрибьюторов и особенностями производства фильмокопий.
Следует также отметить, что выбор той или иной системы должен также определяться наличием и количеством кинофиль-мов, записанных в той или иной системе. По данным на начало 1999 года в мире выпущено:
- кинофильмов с фонограммой Dolby Stereo - 9520 с 1972г.
- кинофильмов с фонограммой Dolby Stereo Digital - 1883 с 1992г.
- кинофильмов с фонограммой SDDS (8-ми канальной) - 60 с 1993г.
- кинофильмов с фонограммой SDDS (6-ти канальной) - 363 с 1993г.
Также надо отметить, что всё оборудование, предназначен-ное для многоканальных систем воспроизведения фонограммы кинофильмов, совместимо с монофонограммами и обеспечивает более высокое качество их воспроизведения по сравнению с оборудованием для моно кинотеатров.
В последнее время появилось множество "суррогатных" систем, построенных на базе вышеописанных. Например, систе-ма Smart, полностью скопированная с Dolby-системы. С этой компанией настоящее время Dolby Laboratories ведет судебные споры, т.к. Smart использует чипы (процессоры обработки звука) Dolby без упоминания этого в своих рекламных материалах.
Для того, что бы добиться в зале высококачественного зву-ка, не достаточно купить оборудование. Большая роль в достижении качества звука и нормальной эксплуатации оборудования отводится правильному монтажу оборудования, его инсталляции и настройке.
Настройка оборудования осуществляется с помощью специальных тестов и измерительных приборов, не доступных кино-театру. Для того чтобы обезопасить кинотеатр от установки не-стандартного оборудования, его неправильной инсталляции и на-стройки, необходимо привлечение сертифицированных специа-листов. Несколько компаний в России специализирующихся на поставке звукового оборудования, имеют сертификаты "технической компетенции" от компании Dolby. Установка систем SDDS и DTS требует привлечения зарубежных специалистов фирм-разработчиков этого оборудования.
Следует отметить, что Dolby-кинотеатр - это кинотеатр, в котором установлено оборудование именно Dolby Laboratories. Компания Dolby Laboratories не имеет никаких соглашений с другими компаниями-производителями многоканальных систем об использовании своей торговой марки.
1.3.3 Акустические требования к залам и
сертификация кинозаловСовременные системы многоканального звука предъявля-ют серьезные требования к качеству акустического оформления кинозалов в целях достижения наилучшего звучания. К основ-ным акустическим требованиям для кинозалов относится:
- обеспечение оптимального времени реверберации (т.е. послезвучания)
- обеспечение необходимой геометрии зала на основании таблиц оптимальных соотношений высоты, ширины и длины зала
- акустическая обработка заэкранного пространства для по-давления нежелательных отражений от заэкранной стены киноза-ла
- обработка задней стены кинозала для подавления нежела-тельных обратных отражений от задней стены кинозала
- обработка боковых стен, при этом особенно важно, что окна должны быть хорошо звукоизолированы от улицы. При возможности рекомендуется заделка окон кирпичной кладкой.
- акустическая обработка потолка с учетом размещения вентиляционных каналов и систем освещения.
- пол должен быть обязательно покрыт ковровым покрыти-ем в проходах и между рядами. При этом ковровое покрытие должно быть жестко закреплено к полу.
- проекционные окна должны обеспечивать хорошую зву-коизоляцию между кинозалом и кинопроекционной, не создавать дополнительных отражений и бликов.
- двери должны обеспечивать хорошую звукоизоляцию между фойе, улицей и кинозалом.
- особые требования предъявляются к многозальным кино-театрам в отношении звукоизоляции между залами.
Наивысшим достижением в области акустического оформ-ления кинозала является его сертификация компанией ТНХ (США) - всемирно признанным разработчиком акустических стандартов для кинозалов. В тесном контакте с ТНХ работают все компании-разработчики звукового, проекционного и иного оборудования для кинозалов. Помимо сертификации кинозалов компания ТНХ обеспечивает сертификацию оборудования (в особенности звукового) для современных кинотеатров.
1.3.4 Кинопроекционное оборудование
Качество кинопоказа во многом, безусловно, определяется качеством кинопроекционного оборудования.
В настоящее время существует очень широкий выбор кинопроекционного оборудования, а, учитывая, что стоимость кинопроекторов может достигать 100,0 тыс. долларов, необходимо тщательно подойти к вопросу замены кинопроекции.
Во многих российских кинотеатрах установлены чешские проекторы МЕО-5Х. Не рекомендуется их менять, если срок службы этих кинопроекторов не истек, так как многие компании выпускают специальные ридеры фонограмм (как аналоговых, так и цифровых) специально для этих проекторов. Во-вторых, в России налажен вопрос сервисного обслуживания этих проекторов по линии Госкино РФ.
Замена 23КПК желательна, так как зубчатые барабаны этих проекторов не отшлифованы и приводят к значительному износу межперфорационного пространства кинопленки, на котором рас-положена цифровая фонограмма Dolby. Однако некоторые кино-театры продолжают эксплуатацию этих проекторов, установив на них аналоговые (требуется доработка блока) и цифровые ридеры.
Ряд кинотеатров модернизировал и кинопроекторы КПЗ для воспроизведения как аналоговых, так и цифровых фонограмм.
При выборе кинопроекции следует находить компромисс между современными кинопроекционными системами и "реанимацией", доработкой и эксплуатацией старых кинопроекторов (для которых к тому же необходима замена ламп на более современные - для обеспечения требований современного кинопоказа - и соответствующая замена питающих устройств).
Здесь надо отметить, что в настоящее время широкое применение получают однопостовые системы с устройством типа "бесконечная петля" - плэттэром (Platter). Плэттэр представляет собой набор нескольких горизонтальных дисков, на каждый из которых намотан целиком весь фильм. Есть системы плэттэров, у которых кинопленка "вынимается" из середины рулонов, а нама-тывается на внешний край рулона. Другие типы плэттэров позволяют сматывать рулон из середины с одного диска через кино-проектор на другой диск. Применение плэттэров позволяет пол-ностью автоматизировать кинопоказ, не требуя участия обслужи-вающего персонала во время демонстрации фильма.
Особенно это интересно для многозальных кинотеатров (когда обслуживание нескольких залов идет из одной киноаппа-ратной).
Важно также уделить внимание вопросам электропитания ламп, системе поджига ламп и электропитанию киноаппаратной, так как невнимание к этим вопросам может привести к возникно-вению звуковых помех во время демонстрации кинофильма.1.3.5 Экран
Выбор киноэкрана является одним из существенных факторов качества кинотеатра и комфортабельности восприятия изо-бражения для зрителя. К сожалению, отечественные экраны не соответствуют принятым международным стандартам по многим параметрам.
Важно, что киноэкран, находясь между заэкранным громкоговорителем и зрителем, может существенно влиять на качество воспроизведения фонограммы кинофильма. Поэтому существуют серьезные требования по типам киноэкранов и их расположению относительно громкоговорителей. Современные киноэкраны обеспечивают высокое качество изображения за счет увеличения отражательных свойств экрана (различные "перламутровые" и другие покрытия).
Немаловажный аспект - размеры экрана. Экран должен по-зволять без каких-либо ограничений проецировать все сущест-вующие форматы изображений (с отношением сторон от 1:1,66 до 1:2,35) и обеспечивать при этом оптимальный угол зрения. Как правило, рекомендуется достигать угла зрения для формата 1:2,35 в 45 градусов для зрителя, находящегося по центру зала в 2/3 длины зала от экрана и не менее 30 градусов для зрителя по-следнего центрального кресла.
Тем самым обеспечивается комфортабельное восприятие изображения максимально возможным количеством зрителей в кинозале.
При проектировании зала также необходимо уделить серьезное внимание кашетам экрана и боковым предэкранным зана-весям. Дело в том, что при воспроизведении фильмов в обычном формате (1:1,66) боковой занавес прикрывается до размеров изо-бражения, тем самым занавес перекрывает правый и левый кана-лы заэкранных громкоговорителей. Для того, что бы уменьшить нежелательные эффекты от такого прикрытия необходимо изго-тавливать занавес из сертифицированных тканей.1.3.6 Кресла
Выбор конструкции кресел может оказать значительное влияние на качество акустики, особенно в маленьких залах. Это становится очевидным, если встать у экрана и посмотреть на то, что "видят" громкоговорители - основную часть звукового поля будут занимать кресла или, в лучшем случае, зрители, сидящие в них.
Во-первых, необходимо выбирать кресла с достаточным демпфированием, такие, чтобы они не давали отражений на экран. Если кресла имеют складывающиеся сиденья, желательно, чтобы нижняя поверхность их также должна быть демпфирую-щей. Исключается установка в современном кинозале деревян-ных или пластиковых кресел, а также кресел с обивкой из кожза-менителя или иными сильно отражающими звук материалами.
Кроме того, идеальное кресло не должно существенно ме-нять своих акустических свойств при наличии в нем зрителя; т.е. зависимость поглощения от частоты сигнала не должна меняться.В этом случае безразлично, какой процент зала заполнен зрителями - частотная характеристика будет неизменной.
Существенное значение для выбора той или иной модели кресел имеет совокупность факторов, влияющих на восприятие зрителем изображения на экране. Это и геометрия зала, и конструкция пола, и расположение и размеры экрана. К примеру, сту-пенчатая конструкция пола позволяет установить кресла с более высокой спинкой.
Специализация кинотеатра также не должна быть забыта при выборе кресел: кресла с относительно низкой спинкой, впол-не подходящие, например, для специализированного детского кинотеатра, будут не слишком удобны для посетителей "взросло-го" кинотеатра или, тем более, элитного кинозала клубного типа.
Среди молодежи особой популярностью пользуются так называемые "love-seats", "кресла для влюбленных", представ-ляющие собой кресла с откидывающимся назад подлокотником (или сдвоенные кресла без подлокотника). Креслами с откиды-вающимся подлокотником можно оборудовать весь зал, повысив, таким образом, его привлекательность не только для молодежи, но и для полных людей. Или ограничиться несколькими послед-ними рядами, выделив "молодежную" зону. Как показывает опыт, несмотря на то, что цены билетов на эти места, как прави-ло, несколько выше, они пользуются большой популярностью у зрителей.
Существует огромное количество вариантов обивочной ткани, различающихся по фактуре, дизайну и цветовой гамме, позволяющее создать неповторимый интерьер кинозала. В мно-гозальных кинотеатрах устанавливают кресла разного цвета в разных залах, соответственно давая названия залам по цвету кре-сел.
В центре зала (по центру в 2/3 длины зала от экрана) располагаются так называемые VIP-места - это зона наиболее опти-мального восприятия фонограммы фильма и удобства восприятия изображения на экране. Ширина этой зоны зависит от акустических и архитектурных особенностей зала. Как правило, в современных кинотеатрах цена билета на VIP-места в 1,5-2 раза выше цены обычных билетов. Используя кресла различной цветовой гаммы можно выделить VIP-зону другим цветом.
Современные кресла могут быть оснащены подстаканниками, встроенными системами трансляции перевода и другими аксессуарами, повышающими комфортность кинозала.
Значительным фактором, влияющим на комфортабельность кинозала и соответственно на посещаемость кинотеатра, является расстояние между рядами. В этом вопросе необходим компромисс между количеством зрительских мест и удобством для зри-теля. Узкие проходы между рядами создают значительные не-удобства и вызывают раздражение сидящих зрителей, когда дру-гие зрители проходят к своим местам. В то же время слишком широкие проходы существенно уменьшают количество зритель-ских мест в зале.
Немаловажным фактором решения этого компромисса является то, что в современных кинотеатрах, оборудованных многоканальными системами воспроизведения фонограмм, как правило, отсутствуют центральные проходы по залу (так как центральная ось зала наиболее оптимальна для воспри-ятия звукового и изобразительного ряда кинофильма).
При выборе типа кресел, необходимо обратить внимание на способ их химической чистки (требуется ли демонтаж кресел, применение специальных средств и т.п.).
Безусловно, важным аспектом выбора кресел является их соответствие нормам пожарной безопасности.
Все кресла, устанавливаемые в зале, должны иметь россий-ский сертификат безопасности не ниже класса "5".
1.3.7 Туалеты и курительные комнаты
Знаменитая фраза о том, что о цивилизованности общества можно судить по состоянию общественных туалетов, применима и для кинотеатра. Думаем, что нет необходимости останавли-ваться на этом вопросе подробно, а хотим лишь акцентировать внимание на то, что наличие достаточного количества современ-ных туалетов и курительных комнат - немаловажный фактор по-вышения комфортабельности кинотеатра.
Нельзя не учитывать, что, во-первых, часть зрителей - это потенциальные посетители кафе, баров и ресторанов кинотеатра; а, во-вторых, при расчете "пропускной способности" туалетов и курилок необходимо учи-тывать, что посетителей в кинотеатре может быть больше, чем вмещает кинозал, особенно в перерывах между фильмами.
1.3.8 Кондиционирование
Внимание к вопросу вентиляции кинозалов и кинотеатра в целом важно именно в период проектирования кинотеатра, так как исправление ошибок после завершения отделки и запуска ки-нотеатра практически невозможно без больших дополнительных затрат.
Необходимо уделить внимание вентиляции зала, в том числе, учитывая климатические условия региона, его обогреву теп-лым воздухом, вентиляции киноаппаратной, вентиляции кури-тельных комнат и туалетов, вентиляции кухонь, а так же фойе кинотеатра (тепловые завесы в зимний период). Чистый теплый воздух в кинотеатре позволит чувствовать себя зрителю уютно и комфортно. Это особенно важно, если предполагается, что перед сеансом зритель должен оставлять свою верхнюю одежду в гар-деробе.
1.3.9 Рестораны, кафе, бары
Наличие в кинотеатре современных точек как традицион-ного, так и быстрого питания - один из атрибутов современного кинотеатра. Важно достичь такого уровня комфорта в этом вопросе, чтобы кинотеатр стал для зрителя не только местом про-смотра фильмов, но и местом общения. Можно договориться с местными предприятиями, поставляющими компоненты Попкор-на, Кока- колу, пиво о поставках в обмен на рекламу в кинотеатре и придание напитку статуса "фирменного напитка кинотеатра" и т.д.
Можно снабдить точки питания "околокиношной" тематикой, тем самым, вписав их в интерьер кинотеатра.
При расчете точек питания также необходимо обратить внимание на то, что большая часть зрителей имеет не более 30-ти минут на то, чтобы "выпить и закусить" до сеанса, то есть в этот период система питания работает в экстремальном режиме.
Во многих кинотеатрах во время демонстрации разрешается проходить в зал с банкой попкорна или пепси-колы. Как ука-зывалось выше, существуют специальные модификации кресел с подставками под такие банки.
1.3.10 Фойе
Если кинозал - это сердце кинотеатра, то фойе, безусловно, его лицо. От того, насколько удобно расположено фойе, насколь-ко привлекательно оно оформлено, зависит первое впечатление зрителя. Как правило, для разработки дизайна лучше всего поло-житься на профессионалов в этой области - дизайнеров и архи-текторов.
В фойе, при наличии места, можно расположить кроме "точек питания" игровые автоматы, выставки (как "киношного", так и "местного" содержания), электронные казино, торговые точки- киоски по продаже видеокассет, плакатов, книг, постеров, маее-чек и кепочек (особенно хорошо, если будет сохранена киношная тематика, или тематика демонстрируемого фильма - например, продажа игрушек для детей на детских сеансах).
При наличии свободного места в кинотеатре целесообразно организовать игральные залы (например, бильярд и т.п.), а в ки-нотеатрах, специализирующихся на семейных просмотрах - дет-ские комнаты, куда можно привести маленького ребенка и оста-вить его под присмотром воспитателя на все время нахождения родителей в кинотеатре.
В фойе можно расположить телефоныавтоматы, телевизо-ры-мониторы (с рекламой фильмов или музыкальными клипами).
Также в фойе или в кафе можно разместить маленький оркестр (это очень привлекает зрителей, особенно взрослых).1.3.11 Гардероб
Немаловажным фактором организации комфорта для зри-теля является наличие гардероба. Психологически гардероб пре-вращает поход в кинотеатр в событие, оценят особенно женщи-ны, для которых немаловажно периодически "выйти в свет".
При расчете пропускной способности гардероба необхо-димо учитывать, что посетителей кинотеатра может быть больше чем зрительских мест в зале (посетители точек питания, остав-шиеся после окончания фильма зрители и зрители, ожидающие следующий сеанс). Гардероб необходим, если в кинотеатре пла-нируется проведение каких-либо встреч, презентаций и фурше-тов.
1.3.12 Кассовый центр, организация
контроля билетовМенеджеру кинотеатра необходима оперативная информа-ция о проданных билетах за день, за месяц, по сеансам, по филь-мам, по местам в зале (балкон, партер, VIP-места). Все эти дан-ные просто необходимы для финансового анализа и планирова-ния деятельности кинотеатра. Если к этому прибавить продажу льготных билетов для различных категорий зрителей, предвари-тельную продажу и систему предварительных заказов, то необ-ходимо или завести хороший штат счетоводов, или установить расчетно-кассовый центр в кинотеатре. Учитывая, что налоговая инспекция справедливо требует отчетности по выручке (все-таки наличные деньги), отдельного учета налога с продаж (в тех ре-гионах, где он применяется), и в то же время менеджер борется с поддельными билетами, а зритель не хочет выстаивать очередь и ждать, пока кассир вручную оформит билеты, то выход один - кассовый центр.
Кассовый центр можно совместить с автомати-ческим контролем, как это происходит в метро (особенно это актуально для мультиплексов с большой пропускной способностью залов).
Но до этого необходимо решить еще один принципиальный, на наш взгляд, нопочему-то психологически трудный во-прос - контроль билетов непосредственно перед залом. То есть, потенциальный зритель должен иметь свободный допуск ко всем "прелестям" кинотеатра (он оплачивает их отдельно).
Такая система организации контроля билетов имеет большой психологический аспект для зрителя, так как предоставляет ему свободу выбора, что немаловажно для повышения комфор-табельности кинотеатра.
1.3.13 Внешнее оформление кинотеатра
Сияющее внутри здание кинотеатра никто не заметит, если оно не будет привлекать внимание снаружи. Яркая реклама, пол-ная информация о фильмах всегда будет привлекать зрителя.
В этом разделе можно также остановиться на вопросе автомобильной стоянки для зрителя. В центрах крупных городов эта проблема порой ставит под сомнение вообще доступность кинотеатра для среднего класса зрителей.
Идеально, если стоянка принадлежит кинотеатру, и, например, при предъявлении ис-пользованного билета на фильм оплата за стоянку не взимается, но это уже конечно элемент рекламы, а не вопрос организации стоянки.
1.3.14 Освещение сцены и зала
При решении технических вопросов необходимо обратить внимание на вопросы, связанные с освещением предэкранной сцены и зала. Если в кинотеатре предполагается проведение, ка-ких- либо творческих встреч, конференций и т.п., необходимо предусмотреть освещение сцены. Как правило, в минимальном варианте это освещение делается двухуровневым.
Первый уровень освещения сцены - освещение занавеса экрана одним-двумя "заливающими" световыми приборами с каж-дой стороны сцены. Это освещение, пожалуй, необходимо в лю-бом кинотеатре, потому что, как правило, верхнего освещения недостаточно для "заливки" занавеса сцены светом, и сцена по-лучается в темной нише, что несколько раздражает зрителя, так как не создает эффекта уравновешенности света.
Второй уровень освещения сцены - двумя-тремя прожекто-рами по каждой стороне из глубины зала (1/3 зала от экрана) - освещение непосредственно предэкранного пространства сцены (для освещения ведущих и участников мероприятий на сцене).
Освещение в зале должно предусматривать:
- основное освещение зала (как правило, с применением темнителей света для плавного включения и выключения основ-ного света),
- дежурное освещение (или "аварийное") - это освещение должно питаться от независимого источника питания и обеспе-чивать освещение зала в случае аварии электропитания,
- подсветка выходов
- подсветка пола вдоль стен (особенно если в зале есть сту-пени)
- подсветка ступеней (по торцу - со стороны зрителя под-светки не видно, а со стороны экрана - видно)
- подсветка номеров рядов и номеров кресел (по возможно-сти)
- возможность управления освещением, как из киноаппа-ратной, так и из зала дежурным администратором.
1.3.15 Вспомогательное звуковое оборудованиеВспомогательное звуковое оборудование необходимо даже при наличии в кинозале современной многоканальной системы звуковоспроизведения фонограммы кинофильма.
Система вспомогательного звукового оборудования должна обеспечивать
- воспроизведение музыки в зале, фойе, игровых комнатах, ресторанах, кафе, снаружи у входа в кинотеатр, с различных ис-точников звука (магнитофон, микрофон, проигрыватель CD дис-ков)
- работу 2-х или 3-х микрофонов на сцене кинозала
- работу микрофона в фойе кинотеатра (для проведения ка-ких-либо мероприятий)
- работу микрофона из киноаппаратной (или другого места) для подачи различных объявлений
- работу переводчика фильма - например, при проведении фестивалей, когда, как правило, не используются дублированные или субтитрированные копии фильма (микрофон в зале или в специальной комнате, усилители и отдельные громкоговорители за экраном)С помощью дополнительного звукового оборудования можно также воспроизводить различные мелодичные звонки в зал, приглашающие зрителей на сеанс.
1.3.16 Безопасность кинотеатра
Вопросы безопасности кинотеатра можно разделить на две группы:
- общественная безопасность посетителей кинотеатра и персонала
- пожарная и охранная сигнализации
Решение вопроса общественной безопасности посетителей кинотеатра связано с обеспечением правопорядка в кинотеатре (зал, рестораны, кафе, гардеробы и т.д.) и на прилегающей терри-тории, в том числе на автостоянке, обеспечением вопросов охра-ны денежных наличных средств касс и инкассации выручки. Не-даром, одной из причин снижения посещаемости кинотеатров в 1992 -1996 годах стало именно отсутствие у зрителя ощущения безопасности.
Для решения вопросов общественной безопасности можно привлечь, например, студентов, которые будут осуществлять об-щий контроль за порядком в залах и других общих местах кино-театра, а также небольшую группу сотрудников муниципальной или вневедомственной охраны/милиции, для решения "серьез-ных" вопросов.
Говорить о наличии пожарной и охранной сигнализации подробно нет необходимости, так как эти вопросы все равно поднимаются местными соответствующими службами. Но лучше обратить внимание на решение задач пожарной и охранной сигнализации на этапе проектирования, чем за день до открытия. [5]
©&®trio2004
обновление
24-Oct-2004 19:15